1-ая половина 2014 года стала рекордной для аукционных домов: выручка от продаж и у Christie's, и у Sotheby's возросла на 22% (по сопоставлению с этим же периодом прошедшего года). Принимая во внимание, что прошлогодние итоги Christie`s были лучше, чем у соперника ($7,1 миллиардов против $5,2 миллиардов),- можно представить, что таковая расстановка сил сохранится и далее.
Christie`s в особенности силен в продаже современного искусства и онлайн-аукционах. Один лишь вечерний аукцион «Послевоенное и современное искусство», который прошел в мае в Нью-Йорке, отдал фантастические $745 млн. В целом раздел уже принес $1,3 миллиардов, другими словами по сопоставлению с первым полугодием 2013 года вырос (так и охото огласить, «раздулся») на 30%.
Но это далековато не предел роста - на 87% возрос размер продаж на особых онлайн-торгах, которые Christie`s проводит у себя на веб-сайте. Всего эти торги принесли $14,4 млн, в их участвует чрезвычайно много новичков (наиболее четверти участников), и суммы, которые платят здесь, равномерно растут. На таковых торгах в основном предлагаются - и это чрезвычайно уместно - коллекционные часы и вина, предметы роскоши, к примеру винтажные сумочки культовых марок, принадлежавшие культовым персонажам, либо ювелирные изделия. Изящного искусства здесь пока незначительно - но это будет последующим шагом.
Единственная категория, в какой у Christie`s спад продаж,- «Искусство государств Азии» (спад на 15%), и на 8% свалились реализации на торгах, географически привязанных к Азиатскому региону. Зато покупателей из Азии на международных торгах - чуток не третья часть от всех участников. Видимо, коллекционеры из Азии просто переросли свое национальное искусство - и скупили чуток ли не все главные лоты на аукционах импрессионизма, модернизма и современного искусства в Лондоне и Нью-Йорке.
Похоже, что-то схожее происходит и с русскими покупателями: на аукционах искусства старенькых мастеров Sotheby`s 20% лотов заполучили российские. В этом разделе - «Искусство старенькых мастеров и европейская живопись XIX века» - лидирует конкретно Sotheby`s. У этого аукционного дома тоже много новейших покупателей, и реализации в Азиатском регионе не только лишь не свалились, а возросли - аж на 47%.
Основное, в чем Sotheby`s принципиально отстает от соперника,- это отсутствие онлайн-торгов. Идет речь не о интернет-участии в настоящих торгах, где аукционист стучит молотком и выкрикивает «Кто больше?», а его ассистент оглашает ставки с экрана монитора,- такое есть на данный момент у хоть какого большого аукционного дома, и тем паче у гиганта Sotheby`s. Дому не хватает особых торгов, проходящих лишь в виртуальном пространстве,- такие, привлекая любителей интернет-покупок с их особенной психологией, могли бы значительно поднять обороты. Когда-то, в 2002 году, Sotheby`s обжегся на схожем проекте - заключил контракт с eBay, но прибылей не получил: аудитория тогда не созрела. Зато сейчас, вновь войдя в соглашение с наикрупнейшим интернет-магазином мира с его 145 миллионами зарегистрированных покупателей, дом готов одним прыжком наверстать упущенное.
Татьяна Маркина